|
Озвучивание помещения санузла
На одном из объектов в центре Москвы, на задворках МИДа, я делал всю слаботочку: спутниковая антенна, ТВ-проводка, скрытое наблюдение. Когда почти всё уже было сделано, хозяин обратился с вопросом: "А можно ли что-то сделать в санузле, используя автомобильную магнитолу?" Я никогда не отказывался от необычных работ, поэтому решил взяться.
Санузел имел размеры 4х2.4м, высота потолка 4.5м - дом 1911 года, реконструирован с заменой перекрытий. Для работы с акустикой - карт бланш. Фальш-потолок из гипсо-картона планировался на высоте 3м.
Первый вопрос - выбор комплектации. Помещение влажное, поэтому выбор пал на автомобильную аппаратуру, тем более, что головное устройство - автомагнитола.
Действительно, автомобильная аппаратура приспособлена к работе в неблагоприятных условиях - конденсат, сырость - остальные отрицательные факторы нас не интересовали. В использовании аппаратуры серии Marina - для яхт, смысла не было ввиду дороговизны и отсутствия прямого контакта с солёной водой.
Мощность штатного усилителя, по паспорту 4х52W явно недостаточна для столь большого объёма помещения. Реально эти 52W соответствуют примерно 6Вт нашей честной советской "православной" мощности.
Сигнал было решено раскачать внешним автомобильным усилителем достаточной мощности. По правде сказать, бренд не помню - внутри они все одинаковые. Вся правда о мощности написана на предохранителе питания - на него я и ориентировался.
Для питания аппаратуры был использован блок, предназначенный для автомобильной СВ-техники на 13.2В на ток 20А, что примерно соответствовало потреблению подключаемой техники.
Акустическое оформление в столь благоприятных, в плане архитектуры, условиях было выбрано следующее: четыре усечённые пирамиды (идеальный вариант с точки зрения акустики) с панелью акустического сопротивления (ПАС). Действительно, не использовать запотолочное пространство над квартирой с площадью 84кв.м - грех.
Динамики - автомобильные 10-дюймовые, Pioneer. Всё это предполагалось подключить к усилителю мощности. Для драйва этого достаточно.
Для формирования локальных зон стереоэффекта использовались две пары супертвиттеров - высокочастотные динамики из комплектов компонентной акустики. Они подключались к головному устройству - мощности штатного усилителя автомагнитолы для них достаточно. Два супертвиттера распологались вдоль корыта (ванны), два других были направлены к унитазу и умывальнику.
Процесс изготовления панелей с усечёнными пирамидами показан на фотографиях. Фанера - влагостойкая. Внутри боксов стенки оклеены изолоном, на задней стенке - ПАС. После сборки конструкцию покрыли яхтным лаком.
До сборки панелей, я испытал боксы с установленными динамиками на своей аппаратуре, сравнивал с фирменным комплектом колонок Celestion (динамики этой фирмы использовали в своей аппаратуре the Beatles).
Надо отметить, что моё ваяние звучало не хуже, а может даже и лучше фирмЫ, причём на всех музыкальных сюжетах. Не удивительно - ручная работа, рассчёты и хорошо продуманное акустическое оформление - это Вам не серийный фазоинвертор.
Здесь хочу сделать лирическое отступление (пока строители поднимают и привинчивают к каркасу мои панели). Все, или почти все, говорят, что автомобильные динамики не звучат в домашней акустике, это в основном относится к низкочастотному звену. Дело в том, что при использовании в автомобиле пространство за и перед диффузором примерно одинаковое и относительно небольшое. Автомобильные динамики сконструированы для именно таких условий (определённое сочетание параметров Тииля-Смола).
Если пересчитать акустическое оформление под большой объём помещения, всё встанет на свои места. Иначе говоря, под эти динамики надо рассчитывать и строить ящики, в которых они будут звучать. Большое значение в этом вопросе имеет опыт и даже - интуиция.
Итак, строители подняли и укрепили панели с боксами на уровне потолка, увесистая конструкция. Чтобы со временем не призошло провисание, была смонтирована напряжённая ферма, выгибающая середину конструкции вверх. Дополнительный положительный эффект от напряжённой фермы - увод собственного резонанса конструкции за пределы рабочего диапазона низкочастотного звена.
После установки и подключения всей аппаратуры я провёл испытания на различных музыкальных сюжетах - от увертюры к "Тангейзеру" Р.Вагнера до "Into the fire" Deep Purple. На меня особенно произвёл впечатление рок-н-ролл в исполнении Элвиса Пресли "Tutti frutti" и я пустился впляс прямо на высоком помосте (помоложе тогда был).
Через несколько дней приехали потолочники, натянули голубой зеркальный потолок.
Гипсокартонщики сделали полочку для аппаратуры. Заказчик и его Инфанта, для которой всё это предназначалось, были довольны.
А я считаю эту работу одной из самых интересных (впрочем, что мне не интересно, я не делаю).
|